Согласно методике Минтранса, ежегодно от нарушений правил перевозки грузов дорогам наносится ущерб порядка 5 млрд рублей. Решая эту проблему, в Белгородской области создали региональную сеть постов автоматического весогабаритного контроля. Сумма штрафов позволила окупить шесть комплексов всего за год. Внедрение АСВГК стало первым шагом в развитии интеллектуальных транспортных систем.
Третий закон Ньютона
Каждое действие рождает противодействие – третий закон Ньютона находит свое отражение и в общественных отношениях. Не желая следовать нормам грузоперевозок и пытаясь уйти от ответственности, недобросовестные водители объезжают рамки весового контроля по другим дорогам, закрывают номера. При реализации проекта его авторы столкнулись с еще одной, чисто технической проблемой – точностью взвешивания.
Установить весы и проверять их два раза в год абсолютно недостаточно даже для выполнения их базовой функции. Например, в экстремальных погодных условиях существует высокая вероятность ошибки взвешивания и ошибочного вынесения штрафов. Поэтому было разработано специальное аналитическое программное обеспечение, которое позволяет контролировать точность взвешивания ежедневно.
Чтобы решить проблемы с закрытыми номерами и объездами, разместили камеры до и после рамки. Стало видно, что машина едет за 10 км до поста, за 5 км, за 1 км, а потом пропадает на самом посту и появляется через 500 м после рамки АСВГК. Изучив видео с самого поста, обнаружились десятки способов сокрытия номеров: намотанные тряпки, замазанные номера, специальные устройства, управляемые из кабины. Однако умные камеры смогли идентифицировать нарушителей, а суд взыскал с них штраф.
Всевидящее око
Использование современных технологий позволяет с помощью одной камеры решать сразу несколько задач. Помимо объездов АСВГК и закрытых номеров, системы фиксации обеспечивают безопасность на дороге: контролируют среднюю скорость, способствуют розыску любой машины.
В Белгороде развита система платных парковок. Камеры фиксируют оплату, нарушения ПДД в области стоянки (второй ряд, пешеходный переход, газон) и на перекрестках. Суммарно порядка 25 видов нарушений.
предоставлено пресс-службой
Стоит отметить, что все камеры разработаны, сертифицированы и производятся в Белгороде региональными компаниями. На сегодня в Белгородской области установлено более 100 камер. В 2019 году планируется установить еще более 2000: 500 камер на региональных дорогах, 1200 – на перекрестках и 500 – в зоне платных парковок и в местах концентрации нарушений ПДД. Обработка данных с этих камер – это и есть прикладное использование BigData в транспортной отрасли.
После установки такого количества камер их использование сотрудниками правоохранительных органов приводит к значительному повышению безопасности в регионе. Далее планируется эти данные использовать совместно с учеными для повышения эффективности градостроительной политики, оптимизации транспортных потоков и улучшения мобильности в городе.
Дорожные метеостанции
Погодный мониторинг в системе оперативного управления содержанием автомобильных дорог важен для обеспечения безопасности движения. В Белгородской области функционируют 25 метеостанций. Они позволяют вовремя реагировать на сезонные изменения – гололед, снегопад и выводить технику на борьбу с этими явлениями. Порядка 600 дорожно-эксплуатационных машин, подготовленных для работы в зимний период, оборудованы системами «Глонасс» и подключены к Единой автоматизированной системе навигационного диспетчерского контроля. Служба круглосуточно получает информацию о количестве и маршруте передвижения спецтехники.
Развитие сервисов для людей и бизнеса
Уже сейчас с камер фото- и видеофиксации поступает порядка 500 тысяч снимков в день. Ключевая задача – использовать каждую единицу информации многократно. Департамент строительства и транспорта Белгородской области реализует 16 региональных проектов на основании имеющихся данных и построенной инфраструктуры. Это выдача разрешений в один клик, безопасная стоянка, безопасный светофор, умная уборка, контроль разрешений для такси и другие.
Развитие интеллектуальных транспортных систем совместно с другими, особенно соседними регионами, может дать огромный синергетический эффект. Обмен опытом и данными значительно повышает скорость и снижает издержки на содержание ИТС. В настоящее время прорабатываются методы информационного межрегионального обмена информацией с постов весового контроля, метеостанций, умных камер.
Для эффективного взаимодействия необходима единая для всех регионов интеллектуальная транспортная система. Белгородская область готова делиться своими наработками. Чем больше территорий подключится к единой транспортной системе, тем проще будет управлять транспортными потоками.
Источник: