Комитет по природопользованию краевого Заксобрания поддержал проект краевого закона, направленный на создание рациональных условий использования лесного фонда в регионе.
Внесенный Правительством края законопроект предполагает снижение нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд. Члены комитета единогласно согласились, что на сегодняшний день нормативы существенно завышены, при этом отсутствует механизм контроля за целевым использованием деловой древесины.
В частности, предлагается уменьшить нормативы заготовки древесины для индивидуального жилищного строительства (разрешается один раз в 25 лет) с 200 до 150 кубометров для многодетных семей и до 100 кубометров для всех остальных. Нормативы заготовки древесины для ремонта дома (разрешается один раз в 5 лет) снижаются с 50 до 15 кубометров для многодетных семей и до 10 кубометров для всех остальных. Нормативы заготовки древесины для отопления предполагается снизить до 30 кубометров для всех районов, кроме Корякского округа, где остаются прежние объемы – 0,4 кубометра древесины на один квадратный метр общей площади.
Как пояснили представители краевого Агентства лесного хозяйства, предлагаемые нормативы действуют в других регионах Дальнего Востока, где процент лесного фонда значительно выше, чем на Камчатке.
Роман Гранатов отметил, что цель законопроекта – добиться более рационального использования природных запасов Камчатского края. «Нормы заготовки приводятся в соответствие с другими регионами. Действующие нормативы являются расточительными для нашего региона, где процент лесного фонда составляет всего 42,7. К примеру, в Приморье этот показатель – свыше 77 %. Но там на строительство дома закладывается 100 кубометров. Мы ведь понимаем, что на один и тот же дом у нас не может уходить больше древесины, чем в Приморье. На отопление одного среднего частного дома по нормативам у нас выделяется порядка 50 кубов или примерно восемь самосвалов дров, что гораздо больше, чем необходимо по факту. Тем более что запасы деловой древесины на полуострове уменьшаются быстрыми темпами из-за нещадной вырубки, мы это действительно констатируем. Более того, есть много мест, где лес до сих пор не восстановился после вырубки еще советского периода», – сказал Роман Гранатов.
Вице-спикер отметил, что предварительное обсуждение законопроекта вскрыло целый ряд вопиющих фактов. Члены общественного совета при комитете побывали в нескольких поселках Елизовского района, жители которых за последнее десятилетие получали право на заготовку древесины под строительство дома. Ни одной жилой постройки по указанным адресам обнаружено не было. Это позволяет предположить, что древесина была использована гражданами на иные, вполне вероятно, коммерческие цели.
По словам Романа Гранатова, налицо законодательный пробел, который возможно устранить только на федеральном уровне. «Сегодня уменьшение нормативов заготовки – это единственная мера, которую мы можем предпринять для сохранения запасов и пресечения фактов незаконного коммерческого оборота древесины. При этом мы понимаем, что необходим жесткий контроль за использованием тех государственных запасов, которые выделяются людям под конкретные цели. И необходимы меры ответственности за нецелевое использование. Все эти механизмы должны быть заложены в федеральном законодательстве. Наш комитет готов подключиться к разработке предложений по обеспечению контроля за использованием древесины, предназначенной на строительство или отопление жилья, которые затем будут направлены в российский парламент», – сказал Роман Гранатов.
Источник: