Социологи опубликовали новые данные, касающиеся рейтингов власти. Доверие к Путину снова сократилось. Ненамного, всего на процент с хвостиком: с 33,9 до 32,6, но тут, скорее, важна тенденция. Для демократической страны такого рода поддержка выглядит вполне приемлемой, но для криминальной диктатуры, каковой является Россия, это, конечно, факт крайне неприятный.
Устойчивость любого режима держится на определенных правилах и договорах. В демократии население может избрать другого взамен нынешнего, и это право никем не оспаривается. Для деспотий правитель обязан выполнять минимальный набор обязательств по отношению к населению — тем самым он покупает свое право на бесконечность правления. Когда правила нарушаются, а договоры не выполняются, устойчивость системы начинает разрушаться. И с этом ничего поделать нельзя.
Строго формально Путину уже, конечно, плевать на все эти рейтинги: он твердо намерен проводить «трансферт», неясен пока лишь его сценарий. Союзное государство с повестки дня не снимается, и очередной приезд Лукашенко в Сочи был посвящен ускоренному созданию структур этого непонятного образования. Речь на встрече шла о создании общего парламента. Это актуально: президентом Союзного государства можно стать, минуя выборы, а всего лишь получив мандат от парламента. Кстати, Горбачев стал президентом СССР именно таким образом, когда поход на всеобщие выборы для него был уже довольно сомнительным мероприятием. Если сценарий с Союзным государством все-таки сорвется, то есть вариант переноса центра власти в Госсовет или Совет безопасности. И опять-таки суть лишь в том, чтобы устранить это бессмысленную и никому не нужную процедуру выборов.
Но это, как всегда, лишь технологии. Они в России давно заменили политику, и по привычке их используют даже там, где надо бы немножко подумать. Смысл всех манипуляций один — как бы все поменять, ничего не меняя. Путин и его окружение в принципе не могут отказаться от созданного ими воровского капитализма, так как они создали его, а он создал их. За рамками криминального режима они никто, более того: как только на месте нынешнего мафиозного государства появится что-то иное, им всем придется отвечать. Свободой, имуществом, а то и ещё чем-то посущественнее.
Но в том и проблема, что никакие манипуляции и технологии не ликвидируют противоречий, которые вынуждают сегодняшнюю обстановку пикировать. Доверие продолжает падать, и это значит лишь одно: народная поддержка, как ресурс, уплывает из рук Путина. И обязательно приплывет к кому-то другому. А судьба правителя, который вызвал разочарование, незавидна всегда — с той же страстью, с которой его сегодня облизывают, завтра его будут ненавидеть. Примеров чему масса, и Путин с его окружением ничем не лучше.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)
Источник: